Велопробег детей и молодежи Баренцева региона 9.7-10.8.2005

The Barents region Children's and Youth cycling tour 2005


Click here -> 1008x726 pix.

Велопробег детей и молодежи Баренцева региона проводился с 9 июля по 10 августа 2005 года. Участники преодолели на велосипедах 3450 км за 33 дня, из которых 6 дней были днями отдыха.

Маршрут велопробега был новым. От Мурманска до Будё он проходил по Баренцеву пути, затем мы переправились на Лофотены и доехали до Харстада. Из Харстада переправились на материк и доехали до Тромсё. Дальше ехали уже по знакомым местам до Киркенеса и Мурманска. Новинкой этого года было участие в ночном веломарафоне Варангерриттет от Вардё до Киркенеса (249км). Сейчас, просматривая фотографии и видеозаписи, кажется, что это было не с нами, хочется ещё раз вернуться и полюбоваться бирюзовым морем, величественными горами, сверкающими озерами, почувствовать ледяные струйки дождя, стекающие в велотуфли и тёплый ветерок под веломайкой, посмеяться от души над меткой шуткой и порадоваться встрече со старыми знакомыми... А ещё очень хочется исправить и предупредить все нестыковки и срывы, которые в трудном пути могут быть очень серьёзными и важными.

Надеемся, что этот отчёт поможет участникам ещё раз пережить незабываемое путешествие. Мы хотим поблагодарить всех, кто помогал нам в этом нелёгком пути и поделиться с ними своими впечатлениями. Надеемся, что этот рассказ поможет тем, кто только собирается в дорогу, заранее узнать о тех сюрпризах и особенностях, которые не нарисованы на карте и не всегда упомянуты в туристических брошюрах.

Подготовка

Схема маршрута велопробега была нарисована ещё в 1997 году, когда Общество "Баренцев путь" только начинало свою деятельность. За эти годы было проведено 5 Велопробегов детей и молодёжи Баренцева региона по разным маршрутам. Был наработан богатый опыт по организации многодневных велопробегов. Тем не менее, увидев в декабре 2004 года детальную программу велопробега по Баренцеву пути, разработанную Нильсом Педером Эриксеном из Карашьёка, мы крепко задумались. Расстояние 3500 км, 33 дня... Но очень много вопросительных знаков. И всё-таки мы рады, что согласились и проехали этот маршрут.

Мы тщательно просчитали основные расходы на питание, ночлег и машины сопровождения, стоимость предполагаемой культурной программы, расходы на паромные переправы и круизное судно и т.д. Помня напутствие Яны Вииримяки, что в мире очень много денег, надо только попросить, чтобы вам помогли, мы стали оформлять заявки на финансирование.

Конечно, уверенность в осуществлении задуманного окрепла после получения положительных ответов. Организаторы и участники Велопробега детей и молодёжи Баренцева региона глубоко благодарны Баренцеву Секретариату в Киркенесе за финансовую поддержку и своевременное оформление приглашений для получения виз. Осуществление культурной программы велопробега было бы невозможно без поддержки Информационного офиса Совета Министров Северных стран в Санкт-Петербурге. Губернатор Мурманской области Юрий Алексеевич Евдокимов выделил на велопробег 100 000 рублей из внебюджетного фонда. Кроме того, Ю.А. Евдокимов дал нам 15 фотоальбомов Семёна Майстермана в качестве подарков для партнеров по маршруту движения. Комитет по физической культуре, спорту и туризму Администрации Мурманской области оплатил питание участников велопробега и оказал неоценимую помощь в организации велопробега по территории Мурманской области. Программа пребывания в каждом городе была заранее продумана, и на имя глав администраций были разосланы письма за подписью Валерия Ивановича Цыганова с просьбой оказания поддержки в её реализации. Администрация ЗАТО Североморск оплатила расходы на грузовик сопровождения, без которого было бы невозможно преодоление такого значительного расстояния....

Благодаря поддержке всех вышеперечисленных организаций, а так же множества добрых людей, велопробег очень похож на сказку...

Участники

Но сам велопробег запоминается прежде всего благодаря участникам, той команде, которая изо дня в день преодолевает трудный путь. Нас часто спрашивают: "Кто может участвовать в велопробеге?" И ответ всегда одинаковый: "Все желающие". Чего же должны желать и уметь участники велопробега? На основании опыта предыдущих лет был разработан договор между участниками и организаторами, где перечислены основные обязанности организаторов и участников.

В 2005 году в Велопробеге детей и молодёжи Баренцева региона участвовало 24 человека, 15 детей и 9 взрослых вместе с 2 водителями. Группа качественно отличалась от предыдущих лет. Невольно, всегда группа делится на детей и взрослых, хотя в этом году граница была не такой явной. Игорь Баринов (15) участвовал в велопробеге третий раз. Кирилл Мухин(15), Сергей Кустов (14), Богдан Ленчук (16) и Булат Шакиров (14) решили в этом году снова провести лето на велосипеде. Лыжники Женя Корнилов (14) и Саша Руденко (14) решили попробовать свои силы в велоспорте. Федя Степанов (16), Дима Щелчков (16), Андрей Шпаков (14) и Андрей Башканов (13) специально спланировали лето, чтобы проверить свои силы и увидеть разные страны. Вика Побродилина (16) узнала о велопробеге от своей подружки и начала ездить на тренировки из Мурманска. Вика проехала велопробег "Кольская дорога" и показала себя как целеустремлённая и волевая девушка. Михаил Смолкин (39), очень сильный лыжник из Мурманска, решил проверить себя и свой новый гоночный велосипед. Он обеспечивал надёжный тыл велопробега, подбадривая отстающих, устанавливая палатки и сохраняя душевное равновесие в самых непростых ситуациях. Мы уже давно знакомы с клубом велотуристов "Горняк" из Оленегорска. В этом году у нас появилась возможность больше узнать о работе единомышленников. Вова Концевой (15) и Людмила Фёдоровна Васильева (51) показали настоящий спортивный характер. Двоюродные братья Витя Манаков (13) из Санкт-Петербурга и Артур Ковш (13) из Москвы щедро делились своими знаниями о велогонках, дальних странах и поражали всех виртуозной ездой на велосипеде. Москвич Олег Васин (35), талантливый механик и фотограф участвовал в велопробеге уже четвёртый раз. Питание участников велопробега обеспечивал многоопытный завхоз Олег Владимирович Лунёв (52). Водитель грузовика Сергей Рагозин (31) и водитель микроавтобуса технической помощи Андрей Мазур (27) безошибочно ориентировались в незнакомых городах и терпеливо сопровождали колонну велосипедистов. Благодаря таланту и любознательности фотографа Михаила Славина (28) участники, их родители, друзья и знакомые, все желающие могут любоваться прекрасными пейзажами, увидеть будни и самые яркие моменты велопробега. Ольга Липина (31) пыталась организовать культурную программу по загранице. Анатолий Михайлович Липин (54) был главным инициатором и вдохновителем самого проекта. Благодаря его воле и уверенности в успехе этот Велопробег детей и молодёжи Баренцева региона стал реальностью.

 

Итак, вечером в четверг 7 июля все участники велопробега собрались в Североморске, чтобы сделать "парадную" фотографию для диплома. В пятницу 8 июля дружно загрузили грузовик продуктами, разложенными в коробки по дням, туристическим снаряжением, дровами и всем, что может пригодиться в долгой дороге. Как всегда перед стартом последняя ночь прошла в заботах и приготовлениях. При свете яркого солнца Игорь Иванович Сапелко, Олег Васин и Анатолий Михайлович до утра отбирали необходимые запчасти, готовили велосипеды...

photos

Jule, 9, Murmansk. Photo: Vlad Vasiliev

Рано утром в субботу 9 июля все участники велопробега с родителями и друзьями собрались в велоклубе. Погрузили личные вещи. Всё было солнечно и празднично. На центральной площади Североморска начальник отдела физической культуры и спорта Вячеслав Николаевич Чернявский сказал напутственное слово. Торжественный старт велопробега запоминается надолго. Пожелания доброго пути и благополучного возвращения домой очень много значат перед сложным путешествием. Это как бы залог успеха. Вопросы, заданные журналистами, помогают ребятам ещё раз задуматься о цели велопробега. Наконец, нарядная колонна велосипедистов, отправляется в путь. Самые взволнованные родители едут в техничке до КПП. В Мурманске настоятель Свято-Никольского кафедрального собора отец Василий Вольский, благословил каждого участника и пожелал нам справиться со всеми испытаниями. Испытаний в велопробеге выпало немало. Несомненно, благословение отца Василия и материнские молитвы уберегли нас от неминуемых бед. Заместитель председателя Комитета по физической культуре, спорту и туризму Администрации Мурманской области Владимир Николаевич Лебедев приехал в этот выходной день к собору, чтобы проводить участников велопробега и от имени губернатора Мурманской области Юрия Алексеевича Евдокимова и от лица облспорткомитета пожелать велосипедистам счастливого и безопасного пути.

В сопровождении машины ДПС велосипедисты ровно и красиво поехали в Оленегорск. Ольга Липина вернулась в Североморск, чтобы получить в среду 13 июля паспорта с визами в Генеральном консульстве Королевства Норвегии и привезти их в Кандалакшу. Конечно, мы в полной мере воспользовались возможностью доставить в Кировск и Апатиты с попутным грузовиком молокозавода забытые колья от палаток, запасные спальные мешки, дополнительный запас минеральной воды и много всяких разных очень нужных вещей, забытых перед стартом.

 

Нужно сказать, что невозможно рассказывать о велопробеге бесстрастно и тем более объективно. У каждого участника велопробега свой неповторимый взгляд на пережитое и поэтому надо признаться, что вы читаете мнение Ольги Липиной, которое такое, какое оно есть. В этот раз я не ехала по жаре до Оленегорска, не ходила в поход на озеро Академическое, не поднималась на плато Расвумчорр, не любовалась осетрами в форелевом хозяйстве на Кольской атомной станции, не ехала под проливным дождём в Кандалакшу. А жаль... Хорошо, что есть замечательные фотографии и всё понятно без слов.

 

Наконец утром в четверг 14 июля мы встретились во Дворце спорта в Кандалакше и, поблагодарив Владимира Яковлевича Мостовикова за гостеприимство, в сопровождении машины ДПС мы выехали в Алакуртти. За день нужно проехать 115 км. Дети ехали очень шустро, чувствовалась почти недельная подготовка. День был солнечный и Михаил Юрьевич с завидной лёгкостью уходил в отрыв и выбирал точки для съёмки. Один раз он так увлёкся, что Олег Васин захотел попасть колесом своего велосипеда в кадр и снимок получился на редкость захватывающий. Рельеф от "ленинградки" до Алакуртти очень непростой. Все 98 км дорога карабкается с горки на горку, при этом на спусках нужно остерегаться продольных трещин в асфальте, которые, к счастью, такой ширины, что не заметить их невозможно. Последние 2-3 км крупной щебёнки на въезде в Алакуртти с непривычки показались просто кошмаром. Наконец-то мы въехали во двор Алакурттинской начальной школы и с комфортом разместились в просторном спортивном зале. Нам много рассказывали о гарнизонном городке, построенном финнами. В этом году мы впервые увидели его своими глазами, а, главное, вдоволь накупались в солдатском душе, который мало чем отличался от душевой аквапарка.

В пятницу, 15 июля нам нужно было проходить таможню и въезжать в Финляндию. 22 велосипеда были компактно уложены в грузовик и техничку. Велосипедисты разделили их участь и 60 км грунтовой дороги от Алакуртти мы преодолели с рекордной скоростью. Спать мы умеем в любом положении, только фотографы по-прежнему ловили исторические моменты.

Российскую таможню мы прошли быстро, а на финской таможне немного затормозили. Во-первых пришлось выдёргивать шипы из зимней резины технички, а во-вторых финские таможенники очень вежливо не разрешили ввозить в Европейский Союз российскую тушёнку. Нам пришлось из всех аккуратно уложенных коробок доставать банки тушёнки. Таможенники её взвесили (56кг) и выдали расписку, благодаря которой мы эту тушёнку смогли вернуть в Североморск и сможем использовать её в сезоне 2006 года, но на территории России. Таможенные правила запрещают ввозить продукты животного происхождения, а так же любые овощи, которые могут быть использованы в качестве семенного материала (картошка, лук, морковь...) Нет худа без добра. Мы разнообразили своё меню сосисками, окорочками, рыбными консервами, сёмгой, фаршем и карбонатом. При вдумчивом пересчёте цен на граммы, килограммы и т.д. можно найти варианты, почти равные по стоимости нашей родной тушёнке. Тем не менее, мы радовались гладким финским дорогам. В Hiettaniemen Camping в Кемиярви всё было прекрасно. Просторная ровная поляна под палатки, уютная кухня, душ, сауна и замечательный вид. Напряжённый день уже закончился. Заполночь угомонились неутомимые путешественники.

 

Суббота 16 июля снова порадовала нас безоблачным небом. Поэтому палатки складывали не спеша, хотя в Рованиеми нас ждали гостеприимные хозяюшки из общества "Финляндия-Россия". Во время завтрака к нам приехал Seppo Naatsaari, организатор марафона Kilpisjarvi-Tornio (500 км за 2 дня). Жаль, что в этом году мы никак не могли принять участие в этом ярком и прекрасно организованном мероприятии. Мы вручили Seppo диплом с маршрутом нашего велопробега и пожелали ему успешного марафона. Хозяин кемпинга, в прошлом занимавшийся мотокроссом, сообщил о нашем приезде русскому тренеру по лыжным гонкам Валерию Савельеву. Валерий работал на Кольской АЭС. Последние шесть лет живёт и работает в Кемиярви. Он создал спортивную школу по лыжным гонкам и тренирует финских детей. Ясно, что финским детям повезло. Такой энергичный, деятельный тренер может увлечь многих. Валерий приехал в кемпинг на велосипеде. После непродолжительных расспросов об общих знакомых и фотографии на память, Валерий показал нам развилку на Рованиеми. Мы были приятно удивлены этим неожиданным знакомством и надеемся, что в будущем сможем быть полезными друг другу. Кстати, именно Валерий помог нам вернуть тушёнку в Мурманск, за что ему огромное спасибо.

85 км от Кемиярви до Рованиеми мы проехали с одним перекусом наперегонки с тучами и оленями. Угадать куда кинется испуганное животное невозможно, поэтому приходилось всячески уступать им дорогу. Хорошо ещё, что дорога довольно прямая и заметить оленей можно издалека. 19 км от Vikajarvi до деревни Деда Мороза мы ехали по трассе Е4. Движение на ней гораздо оживлённее и все ехали строго по одному.

Дед Мороз был незнакомый, но мы всё равно сфотографировались с ним на память и поехали в Рованиеми. Живописная велодорожка ведёт мимо Сантапарка через мост прямо в центр города. Только нельзя сильно разгоняться, чтобы не проскочить указатели и не уехать в другую сторону. Мы ехали строго по карте, на которой была нарисована дорога, которая была спланирована, но не была построена. Когда мы это узнали, нам пришлось пешком прокатить велосипеды по узкой лесной тропинке и наконец мы оказались в Морошковом молодёжном центре Hilla-nuorisotila. Леена Сокеро, председатель отделения общества "Финляндия-Россия" в Рованиеми заранее узнала, когда мы приедем, и организовала нам замечательный ночлег. Вместе с другими членами общества она приготовила вкусный ужин. И взрослые, и дети очень обрадовались радушному приёму.

Уже 5 лет общество помогает школе-интернату в Минькино, недалеко от Мурманска. Интернат был построен финнами, и его необходимо было содержать по технологии "евро уборки". Уборщицы в Финляндии учатся 2 года. Благодаря проектам общества, технический персонал интерната получил необходимую квалификацию, а также весь инвентарь и материалы. "По-хозяйски", как сказал бы Михаил Сергеевич Смолкин. Потом был следующий проект, и в интернате появился каток и коньки для общего пользования. Затем неравнодушные женщины увидели, что детская площадка в интернате очень простая. Они спланировали, заказали, привезли и установили рядом с интернатом современный детский комплекс.

Hilla-nuorisotila - это центр досуга для подростков. Вечером местные ребята могут приходить и играть в настольный хоккей, бильярд или пользоваться Интернетом. Участники велопробега тоже не упустили случай и играли без устали. Руководитель центра, Рауно Савела, один из ведущих культуристов в Финляндии. Это очень добрый, трудолюбивый человек. Главное, он на своём месте. Вряд ли кто-нибудь из подростков захочет нарушить правила поведения в центре. Больше всего нас озадачили ограничения для курильщиков. Курение до 18 лет категорически запрещено. Если ловят подростка с сигаретой, то по закону необходимо выяснить, откуда он получил сигареты и сообщить об этом родителям. Есть над чем задуматься.

Воскресенье, 17 июля было днём отдыха. Сначала мы поехали в спортивный центр на Оунасваара, чтобы посмотреть Чемпионат Финляндии по горному велосипеду. Непросто было угнаться за умелыми байкерами по крутому склону, но любопытство было сильнее и мы прошли по основным этапам 6 километрового круга. Организатором соревнований являлся велосипедный клуб Ounaksen Pyora-Poajt. Трасса была проложена серьёзная, и мы с трепетом смотрели, как велосипедисты неслись на спуске по песчаной тропе между стволами сосен. Конечно, мы были рады встрече с бывшим председателем велоклуба Эско Ранта. Пока мы обсуждали последние новости, Андрей отвёз ребят в бассейн, а потом приехал за нами и отвёз нас на место ночлега. Мы купили необходимые продукты, собрали вещи для стирки, и тут приехала Таня Хроль-Лаппалайнен. Даже не верится, что мы с Таней познакомились больше 10 лет назад во время учёбы в Соданкюля. И всегда она старается помочь и поддержать в трудную минуту. Благодаря велопробегу Баренцева региона мы видимся почти каждый год. Теперь Таня использовала всё своё мастерство, чтобы составить чёткие схемы с телефонами и адресами конкретных ночлегов по Швеции и Норвегии до Тромсё. Таня работает координатором проектов в Российском центре Лапландского Университета. Она, как добрая фея, за ночь нашла то, не знаю что, и утром мило пожелала счастливого пути.

В понедельник 18 июля, мы навели порядок в гостеприимном центре и выехали в Торнио. Точнее, вся группа выехала, а мы с водителем грузовика остались в Рованиеми, чтобы послать необходимые сообщения по электронной почте и позвонить в Швецию и Норвегию. Определившись с ценами за кемпинги, мы помчались догонять колонну велосипедистов. Они уже успели проголодаться и встретили нас не очень приветливо. Из Рованиеми в Торнио можно ехать по Е4 или по старой дороге вдоль западного берега реки Кемийоки. Из Рованиеми нужно выезжать по велодорожке, а через 12 км свернуть на плотину по указателю на Valajaskoski. Старая дорога во много раз спокойнее. Она идёт мимо ферм и при желании можно остановиться и купить свежей клубники. В Кеми мы посмотрели рыбоход, через плотину гидроэлектростанции и по велодорожке поехали в Торнио. Через несколько километров мы увидели, что велодорожку асфальтируют и рабочие сказали, что мы можем ехать по шоссе. К сожалению, как только мы увидели следующую велодорожку, мы свернули на неё, и она сыграла с нами злую шутку. Она ныряла под шоссе, поворачивала в противоположную сторону, но выехать по ней к кемпингу без посторонней помощи было невозможно. В конце концов, мы выехали на дорогу и приехали в кемпинг. Кемпинг был очень хорошим. К сожалению, терпение и здравый расчёт изменили водителям. Решив, что мы будем ещё долго кататься по велодорожкам, они сели в техничку и поехали в магазин, а мы беспомощно сидели около грузовика, вместо того, чтобы радостно ставить палатки. Правда, самые не унывающие искупались в озере. После сытного ужина ребята перед сном пошли резвиться на trambolino. Это довольно большой круглый батут, который позволяет делать сальто и прочие акробатические трюки. Оказалось, что Андрей Башканов, Богдан Ленчук и Кирилл Мухин могут мастерски кувыркаться в воздухе. Жаль, что сфотографировать это очень сложно. 136 км на велосипеде, купание и физический труд сделали своё дело. Обе палатки крепко заснули.

 

Во вторник 18 июля мы оперативно свернули палатки и выехали из кемпинга. По дороге мы заехали в Туристический информационный центр Green Line. В нём можно найти брошюры и карты и по Финляндии, и по Швеции, и по Норвегии. Мы взяли карты Лулео, Арвидсъявра, Алвсбюна и Аръеплуга и поехали в музей долины реки Торнио. Это очень интересный краеведческий музей с богатой коллекцией по истории рыболовства и охоты. На втором этаже музея показан быт жителей Торнио в 18-начале 20 века, история войны. Мальчишек заинтересовали велосипед-паук и старинный велосипед с деревянными ободами и замысловатым тормозом. Нам надо было торопиться, так как недалеко от бывшей таможни нас ждала Ханнеле Хуува, десятикратная участница веломарафона Kilpisjarvi-Tornio, сотрудница переводческого бюро Эвека и внештатная корреспондентка газеты Похъёлан Саномат. Ханнеле передала нам привет от мэра Хапаранды и от руководителя офиса общества Баренцев Путь Стига Кертту. К сожалению, середина июля - это самый разгар сезона отпусков и поэтому застать кого-либо в городе очень сложно. Ханнеле расспросила нас о велопробеге, сделала фотографии для газеты, а мы на память сфотографировались с ней самой и пожелали ей удачи на марафоне. Ханнеле предупредила нас, что автобан Е4 в окрестностях Лулео очень опасен для велосипедистов. Мы попрощались и поехали по дороге, по которой никогда раньше не ездили.

До Каликса дорога была широкой и ровной. А дальше езда была очень рискованной. По общему мнению, участок Е4 от Каликса до Лулео категорически не подходит для велосипедистов, если не сказать, что он смертельно опасен.

 

Продолжение следует...


© Ольга Липина 2005-2006


main | top
Created by Vlad Vasiliev on 9 Jul 2005
Last modified on 1 May 2006